Главная Вклад А.Н. Патрашева в развитие и организацию науки в ВМФ
 

Авторизация



Вклад А.Н. Патрашева в развитие и организацию науки в ВМФ Печать

Тридцатого сентября этого года исполнилось сто со дня рождения выдающегося русского ученого и организатора науки, прекрасного педагога, патриота своей Родины, флота и профессии профессора Анатолия Николаевича Патрашева. Почти пятьдесят своей жизни он отдал Высшему Военно-морскому инженерному училищу им. Ф.Э. Дзержинского (ныне Военно-морской инженерный институт), долгие годы возглавляя кафедру гидромеханики, а затем механики.

Родился Анатолий Николаевич в 1910 году в семье крестьянина в деревне Красное Вологодской губернии. Приехав учиться в Ленинград, он в 1928 г. поступил в Политехнический институт на инженерно-строительный факультет, в 1932 году окончил его по специальности "гидротехнические сооружения" и был оставлен в институте для научно-педагогической работы.

По окончании аспирантуры при кафедре гидравлики Анатолий Николаевич в 1935 году блестяще защищает кандидатскую диссертацию. Его научным руководителем был академик Н.Н. Павловский, считавший Анатолия Николаевича своим лучшим учеником. В 1939 году, работая заместителем директора во Всесоюзном научно-исследовательском институте гидротехники им. Б.Е. Веденеева, защищает докторскую диссертацию.

В следующем, 1940 году Анатолий Николаевич круто меняет свой жизненный путь и переходит в Высшее Военно-Морское Инженерное Училище им. Ф.Э. Дзержинского. Это был поворот не только в его личной судьбе, этот шаг заметно повлиял на развитие науки в Училища и в Военно-морском флоте в целом.

Об этом очень точно сказал академик А.А. Саркисов: "Анатолий Николаевич инициировал и возродил в педагогическом коллективе училища интерес к науке и подобно центру кристаллизации создал вокруг себя постоянно расширявшийся коллектив одержимых творчеством талантливых учёных. При этом влияние Анатолия Николаевича охватило в последние годы его жизни практически все Высшие военно-морские учебные заведения. В результате была создана уникальная по своему составу и по своей роли в решении проблем разработки и развития военно-морской техники и оружия знаменитая школа Патрашева".

Главными принципами этой школы являются фундаментальность в сочетании с прикладной направленностью проводимых исследований. Опора на глубокие теоретические знания, проникновение в физическую суть поставленных задач, рациональное сочетание экспериментальных и расчетных методов позволили руководителю этой школы, его ученикам и продолжателям эффективно решать сложные научно-технические проблемы кораблестроения и Флота, используя все современные возможности гидродинамики. К числу наиболее значимых достижений научной школы профессора А.Н. Патрашева следует отнести:

  1. исследования по созданию принципиально новых типов движителей – гидрореактивного, а также типа «машущее крыло» и волнового движителя с рабочей частью, построенной на принципе бегущей волны;
  2. исследования в области гидродинамики и динамики подводной лодки;
  3. развитие методов снижения сопротивления движению кораблей и морского ору­жия путем управления пограничным слоем – вдув и отсос жидкости, использование упругих покрытий и полимерных добавок;
  4. работы в области гидробионики и развитие теории нестационарной гидродинамики и движения деформируемых тел;
  5. гидродинамические исследования в области теории ядерных реакторов;
  6. разработку основ теории магнитной гидродинамики и создание магни­тогидродинамических движителей;
  7. развитие теории и методов оценки воздействия подводных и воздушных взрывов, в том числе атомных, на различные объекты ВМФ;
  8. разработку новых методов поражения воздушных целей с помощью высокоскоростных осколков-бойков;
  9. работы в области гидродинамики и динамики морского оружия, включая проблемы подводного старта и разработку буксировщиков подводных диверсантов;
  10. решение практических задач проектирования и строительства Братской, Асуанской, Нурекской и ряда других ГЭС;
  11. фундаментальные работы по проблемам турбулентности;
  12. существенный вклад в развитие теории и методов расчета фильтрации грунтов.

Сам Анатолий Николаевич главным результатом своих исследований считал теоретическое и экспериментальное обоснование и конструкторские проработки нового типа движителя для подводных объектов, который он назвал гидрореактивным. Его созданию он отдал четверть века. В результате плодотворной деятельности коллектива созданной А.Н. Патрашевым проблемной лаборатории совместно с единомышленниками — специалистами ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, 1 ЦНИИ МО, конструкторских бюро "Рубин", "Малахит" и "Винт" был создан и установлен на подводной лодке проекта 877 ("Варшавянка") натуральный образец гидрореактивного движителя. Ходовые испытания, проведённые в 1990 году (уже после кончины Анатолия Николаевича), показали, что подводная лодка с этим движителем по ходовым качествам не уступала аналогичной с гребным винтом, а по акустическим характеристикам, особенно при движении на циркуляции, её превосходила (в широком диапазоне частот наблюдалось снижение уровня шума на 12-15 децибел).

В настоящее время подобными типами движителей, которые стали называть водометными, работающими по принципу осевого насоса, оснащаются как отечественные, так и зарубежные подводные лодки.

Предложенный Анатолием Николаевичем движитель оказался эффективным не только для подводных лодок, но и для торпед. Работа в этом направлении проходила в тесном сотрудничестве со специалистами ЦНИИ «Гидроприбор».

Большой цикл работ был выполнен Патрашевым, его учениками и соратниками по проблеме снижения сопротивления движению технических объектов в жидкости с помощью новых методов управления течением в пограничном слое. Наиболее оригинальные научно-технические решения были запатентованы им совместно с академиком Н.Н. Исаниным, генеральными конструкторами и ведущими специалистами конструкторских бюро, НИИ и Училища А.В. Кутейниковым, Г.Н. Чернышевым, Б.А. Барбанелем, Ю. И. Кузнецовым, И. А. Титовым,  А.И. Зараевым и др.

Развитие работ этого направления привело Анатолия Николаевича к необходимости исследовать ходкость быстроходных морских животных и рыб, что нашло отражение в ряде статей по гидробионике, касающихся теории пограничного слоя на деформируемом профиле, а также по исследованию нестационарных скоростей и давлений на поверхности деформируемых тел.

Эти исследования дали толчок к созданию еще одного нового типа движителя – плавникового, или крыльевого. Под руководством Анатолия Николаевича работы по плавниковым движителям выполнял С.И. Кроленко с группой сотрудников. Эти работы требовали проведения натурных исследований, и А.Н. Патрашев выступил с инициативой, поддержанной Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым, о создании первого в стране Океанариума ВМФ в Севастополе.

Проведенные там эксперименты подтвердили полезные свойства плавниковых движителей, главным из которых является низкий уровень гидродинамического шума, лежащий ниже естественного фона моря, при приемлемых пропульсивных качествах.

Другим научным направлением, над которым вместе со своими молодыми коллегами и учениками А. М. Степановым, А. И. Ермолаевым, Е. Н. Андреевым, В. К. Ломотем,  Ю. В. Разумеенко и другими трудился А.Н. Патрашев, была гидродинамика и динамика подводных лодок. Здесь были получены многочисленные экспериментальные и теоретические результаты, среди которых особо можно выделить уникальную модель обтекания удлиненных тел.

Заметный вклад профессор внес и в гидродинамику атомных реакторов. Работа началась с анализа аварии активной зоны реактора на атомной подводной лодке «К-27». Как вспоминает участник первого рабочего совещания Р.И. Калинин, Анатолий Николаевич, ознакомившись с условиями аварии, сразу же высказал предположение о ее причинах, связанных с вихреобразованием под периферийной частью активной зоны и пульсациями гидродинамических давлений. В дальнейшем эта гипотеза  подтвердилась, и был начат десятилетний цикл работ в области гидродинамики реакторов.

Эти, в целом прикладные исследования, натолкнули А.Н. Патрашева на выбор результативных путей решения самой сложной фундаментальной проблемы гидромеханики – проблемы турбулентности. В работе 1980 года он одним из первых для определения скоростей и давлений турбулентного потока предложил использовать вихревые модели невязкой жидкости. В настоящее время такой подход реализуется с использованием компьютерных технологий.

Значительные теоретические и практические результаты были получены Анатолием Николаевичем и его учениками в исследовании воздействия на объекты ВМФ атомных и обычных взрывов, в разработке магнитогидродинамических движителей и электромагнитных насосов.

Вместе с тем, следует отметить и исследования, выходящие за круг оборонных задач. Например, работы, связанные с проектированием и строительством ряда крупных гидроузлов.

Патрашев не был ученым одиночкой. Он считал, что для решения крупных научных и практических задач необходимы большие коллективы ученых, инженеров, конструкторов и техников и работал над созданием таких коллективов, проявив себя как талантливый руководитель и организатор.

За годы работы в Училище им было создано несколько лабораторий и уникальных экспериментальных установок. История их создания началась сразу после возвращения Училища из эвакуации в город Баку в 1944.

К середине 50-х годов прошлого века во многом благодаря деятельности Анатолия Николаевича научный потенциал "Дзержинки" значительно вырос. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР ученому совету Училища было предоставлено право приема к защите докторских диссертаций. Практически одновременно, в 1959 году, А.Н. Патрашев стал одним из основателей Научного Совета по гидродинамике подводных лодок при Президиуме Академии Наук СССР, который под председательством академика Михаила Алексеевича Лаврентьева объединял виднейших ученых и конструкторов страны.

Долгие годы Патрашев был председателем и заместителем председателя Ученого (диссертационного) Совета Училища, членом Пленума ВАК при Совете Министров СССР, постоянным членом Ученых Советов многих научных и учебных заведений. Им было подготовлено более 120 докторов и кандидатов технических наук.

Несмотря на огромную занятость научной работой, Анатолий Николаевич много сил и времени отдавал обучению курсантов. Тем, кому посчастливилось у него учиться, профессор Патрашев запомнился как прекрасный лектор, доброжелательно и по-отечески относящийся к своим воспитанникам. Его негромкая и неторопливая манера изложения материала притягивала внимание, а глубочайшее понимание гидромеханики и умение донести ее основы в понятной для курсантов форме мотивировала не только к учебе, но и к занятию наукой. В своих воспоминаниях ученик Анатолия Николаевича профессор Е.Н. Андреев пишет: «… мы уже тогда с удивлением начали понимать, что заниматься наукой не менее интересно, чем читать детективные романы. И в том, что потом каждый третий из нашего класса стал кандидатом или доктором наук – заслуга А. Н. Патрашева несомненна».

После окончания Великое Отечественной войны в стране началась интенсивная работа по совершенствованию корабельного состава флота, в особенности, подводного, и оснащению его новейшими видами оружия - баллистическими и крылатыми ракетами. В этой связи нельзя не отметить непродолжительный, но очень значимый для ВМФ период педагогической деятельности А.Н. Патрашева в Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н.Крылова.

Научное наследие профессора Патрашева составляет более 200 научных работ, включая две фундаментальные монографии, а также книги, сочетающие теоретические основы и решение прикладных задач кораблестроения.

Заслуги доктора технических наук профессора А. Н. Патрашева перед Родиной были высоко оценены. Он был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями. В 1958 ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

В память об этом замечательном человеке, выдающемся ученом и педагоге в нашем институте была установлена памятная доска, а в этом году решением ученого совета ВМИИ лаборатории физического и математического моделирования гидродинамических процессов кафедры Механики и гидромеханики было присвоено имя Анатолия Николаевича Патрашева.

 
Разработка сайтов