Главная Демонстрация флага по-взрослому
 

Авторизация



Демонстрация флага по-взрослому Печать

СОСТОЯНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ВМС США.

Заслуженный деятель науки РФ,

д.т.н., профессор В.Н. Половинкин

В одном из выпусков «Оборонного заказа» мы представили на суд читателей современное состояние отечественного военного кораблестроения. Нам кажется, что для нашей аудитории было бы интересным ознакомиться с опытом США в данном вопросе, тем более что в реализуемых в последние годы тщетных попытках реформирования ВС РФ прослеживается желание копировать определенные элементы «американского подхода» к формированию стратегии обеспечения военной безопасности.

В первые месяцы 2010 г. в США была завершена разработка ряда основополагающих документов, связанных с перспективами американской военной политики и развитием вооруженных сил. В числе разработанных документов специалисты в первую очередь отмечают так называемый «Четырехлетний обзор оборонной стратегии» (Quadrennial Detense Review, QDR-2010). Данный документ был представлен сенатскому комитету по обороне министром обороны США Робертом Гейтсом и председателем объединенного комитета начальников штабов адмиралом Майком Малленом.

В QDR-2010 впервые отмечено, что США отказываются от просуществовавшего почти 25 лет подхода, в соответствии с которым американские ВС должны быть готовы к одновременному ведению двух войн. В настоящее время по замыслу американских стратегов ВС должны быть готовы к многочисленным разнохарактерным конфликтам, «к противостоянию намного более широкому спектру угроз безопасности».

Четырёхлетний обзор оборонной политики - это 128-страничный документ Министерства обороны США, который составляется под контролем Конгресса каждые четыре года и представляет собой прогноз военной активности США на ближайшие два десятилетия. Комиссия, состоящая из 20 экспертов, назначаемых Пентагоном и Конгрессом, анализирует документ и предлагает поправки, отражающие «независимую» точку зрения. Определенное число членов комиссии, включая председателей - бывшего министра обороны Вильяма Пэрри и бывшего советника по национальной безопасности Стивена Хэдли, защищают в этой комиссии интересы ВПК. Причем это делается публично и с необходимыми обоснованиями.

В начале года были также определены основные параметры военного бюджета США на 2011 год. С учетом рекомендаций, приведенных в «Четырехлетнем обзоре по обороне» военный бюджет США запланирован в размере 708 млрд. долл. (при общем бюджетном дефиците в 1,6 трлн. долл.). В бюджете предусмотрено 159 млрд. долл. на проведение операций за рубежом, прежде всего в Афганистане и Ираке. При этом в предыдущем году на военные расходы было выделено 636,7 млрд. долл., из которых 128,3 млрд. долл. - на военные действия в Афганистане и Ираке. Отметим, что в новом бюджете в первую очередь сохраняется тенденция к росту военных расходов, которая прослеживается на период до 2030 года. Согласно расчетам бюджетного управления Конгресса США (СВО), при текущем уровне запросов Минобороны США военные расходы страны составят в среднем 573 млрд. долл. в год. При этом данная сумма не учитывает расходов на проведение военных операций за пределами страны, а также ряд программ, которые финансируются по другим статьям американского национального бюджета. Планируется, что за 18 лет США потратят на военные цели 10,3 трлн. долл. Указанная выше сумма ежегодных расходов на 7% превышает сумму, запрошенную военным ведомством на 2010 финансовый год, без учета содержания контингента за рубежом. Специалисты также отмечают, что если в военном бюджете США учесть незапланированные расходы, то на нужды Пентагона вплоть до 2028 г. будет израсходовано 632 млрд. долл., что на 18% больше заявленной на 2010 г. суммы. При этом в 2028 г. военные расходы в США составят уже более 670 млрд. долл. Примерно 35% незапланированных расходов военного бюджета в 2013-2028гг. будут приходиться на заграничные военные операции.

Таким образом, США, чьё население составляет 4,54 процента от населения земного шара, вкладывают в войны и подготовку к ним больше средств, чем все остальные страны мира, вместе взятые. При этом фактические ежегодные суммарные военные затраты США превышают 1 трлн. долл. В настоящее время военная активность США распространяется на весь мир. Как отмечается в «Четырёхлетнем обзоре…», США - это супердержава с глобальной ответственностью. Около 400000 американских солдат дислоцируются на объектах по всей планете. Пентагон имеет по всему миру около тысячи военных баз (включая находящиеся непосредственно в зонах военных конфликтов), мощные флоты в каждом океане, глобальную авиационную сеть, военные спутники в космосе, а также ядерные ракеты в состоянии повышенной готовности, нацеленные на города потенциальных противников и их военные объекты.

Для примера на следующем рисунке представлены военные бюджеты СССР и РФ до 2007 года. В последующие годы рост военных расходов увеличился незначительно.

046pl001Рис.1 Военные бюджеты СССР и РФ до 2007 г.

В представленных в Конгресс документах, определенные тенденции наблюдаются и в процессе планирования развития системы вооружений. В частности, были однозначно определены ключевые проекты развития оружия и вооружения в плане инвестиций в 2011 финансовом году. Ассигнования на закупку оружия будут показаны ниже. Наиболее подробно программы финансирования Пентагона в 2011 году представлены в Дайджесте зарубежной прессы «ВМС и кораблестроение» выпуск 57, 2010 г., издаваемом в ФГУП ГНЦ «ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова». Следует особенно подчеркнуть, что «ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова» является единственным научным учреждением в РФ, представляющим, в обобщенном и систематизированном виде подобную информацию, столь полезную аналитикам, занимающимся анализом перспектив военного кораблестроения.

Наибольшую долю в военном бюджете США составляют следующие элементы:

  • Эксплуатация и материально-техническое обеспечение В и ВТ - 36,4%;
  • Содержание личного состава - 25,2%;
  • Закупки В и ВТ -20,6%;
  • НИОКР - 13,9%.

Проект бюджета ВМС США на 2011 финансовый год по основным статьям с учетом специального раздела «Глобальная война с терроризмом» предложен в объеме 179,1 млрд. долл., что более чем на 3% больше, чем в 2010 году.

Распределение бюджета ВМС США и Корпуса морской пехоты по статьям расхода (млрд. долл.) представлен в следующей таблице 1.

046plt001Таблица 1

 

По замыслу руководства ВМС США объем финансирования кораблестроения, который составляет 25,1 млрд. долл. на НИОКР и закупку позволит ВМС:

  • Поддерживать устойчивый пятилетний период строительства АВ, обеспечивая наличие в боевом составе флота 10-11 кораблей этого класса;
  • Стабилизировать количество строящихся надводных кораблей;
  • Обеспечить темп строительства АПЛ типа «Virginia» по две в год, начиная с 2011 года;
  • Продолжить разработки перспективной ПЛАРБ;
  • Обеспечить строительство в 2011, 2013 и 2015 гг. три крупных десантных корабля MLP.

В 2011 году ВМС США планирует приобрести 5 новых крупных кораблей, а всего за период до 2015 финансового года 50 кораблей, что составляет примерно по 10 кораблей в год.

В таблицах 2,3,4 приведены ассигнования на закупку оружия (млн. долл.), на программы строительства кораблей основных классов (млн. долл.), финансирование программ кораблестроения и переоборудования.

046plt002Таблица 2

Ассигнования на закупки оружия (млн. дол.)

 

046plt003Таблица 3

Ассигнования на программы строительства кораблей основных классов

(млн. дол.)


046plt004Таблица 4

Финансирование программ кораблестроения и переоборудования (млн. дол.)

Для финансирования НИОКР в интересах ВМС на 2011 год запрашивается 17753,9 млн. долл. Финансирование НИОКР ВМС по категориям и основным программам на 2011 год отражено в таблицах 5,6.

 

046plt005Финансирование НИОКР ВМС по категориям (млн. дол.) Табл. 5

 

046plt006Таблица 6

Финансирование НИОКР ВМС по главным программам (млн. дол.)

С учетом требований динамичной и сложной обстановки в сфере военной безопасности, потребностей оборонной стратегии США, необходимости совершенствования основных сил и средств по широкому спектру задач, а также потребности в наличии сил, обладающих достаточной совокупной дееспособностью для соответствия указанным выше критериям, министерство обороны определило, что на период действия «Перспективной программы обеспечения обороноспособности на 2011-2015 гг.» Военно-морские силы США в 2015 году должны включать в свой состав:

  • 10 - 11 авианосцев, 10 авиационных крыльев самолетов палубной авиации;
  • 14 ПЛАРБ (до конца 2015 года такая численность стратегических подводных лодок в ВМС США сохранится);
  • 84 - 88 крупных надводных боевых кораблей, в т.ч. 21 - 32 боевых корабля с ПРО;
  • 14 - 28 малых надводных боевых кораблей (+14 противоминных кораблей);
  • 29 - 31 десантных кораблей (командование КМП считает необходимым 38 ДК);
  • 53 - 55 ударных АПЛ;
  • 4 АПЛ с управляемыми ракетами «Иджис эшор» (наземные противоракеты СМ-3);
  • 126 - 171 летательный аппарат РНР и РЭБ наземного базирования (пилотируемые

и беспилотные);

  • 3 эскадры транспортов подвижного морского обеспечения;
  • 30 - 33 корабля тылового обеспечения (+1 мобильная посадочная площадка);
  • 17 - 25 штабных кораблей и кораблей обеспечения (включая быстроходные транспорты JHSV, 3 корабля обеспечения T-AKE, 1 МПС);
  • 51 стратегический транспортный корабль с горизонтальной погрузкой-выгрузкой для обеспечения высадки 3 экспедиционных соединений морской пехоты;
  • 4 дивизии МП (3 ПК и 1 РК);
  • 11 пехотных полков;
  • 4 артиллерийских полка;
  • 4 авиационных крыла морской пехоты;
  • 6 самолетных групп;
  • 7 вертолетных групп;
  • 4 группы управления;
  • 4 группы поддержки;
  • 4 группы тылового обеспечения МП;
  • 9 боевых полков тылового обеспечения;
  • 7 командных элементов экспедиционных формирований МП.

Очевидно, что такой состав ВМС в первую очередь свидетельствует об их сбалансированности и способности решать любые, в том числе и стратегические задачи.

Принципиально новой задачей ВМС, отраженной в «Четырехлетнем обзоре по обороне», является организация с 2011 года патрулирования боевых кораблей по плану ПРО Европы. Для этой цели до 2015 года должно быть принято на вооружение ВМС дополнительно к указанным выше силам, как минимум 32 корабля, которые будут оснащены перспективной системой ПРО «Aegis».

Несколько слов о численности личного состава ВМС США. Общая численность личного состава, который будет находиться на действительной военной службе, на конец 2011 года (начало 2012 года) в ВМС США и Корпусе морской пехоты (без учета численности спецназа ВМС и МП), по прогнозам специалистов составит:

  1. ВМС США. Всего 328700 чел., в том числе 53115 офицеров, 271235 рядового и старшинского состава, 4350 курсантов военно-морских учебных заведений, резерв - 65500 чел.;
  2. Корпус морской пехоты. Всего 202100 чел., в том числе 21630 офицеров, 180470 рядового и старшинского состава, резерв - 39600 чел.

Таким образом, общая численность личного состава ВМС США, включая КМП, резерв и курсантов военно-морских учебных заведений составляет 640250 чел., что примерно в 3 раза превышает численность «перспективного ВМФ РФ». К стати американцев не смущает, что каждый пятый военнослужащий в ВМС является офицером и это при исключительно отработанной системе подготовки высокопрофессионального старшинского состава.

Особый интерес представляет подход США к разработке кораблестроительных программ. Учитывая большую продолжительность цикла создания новых боевых кораблей от идеи до принятия на вооружение, а также динамизм устаревания их ТТХ и постоянное изменение геополитической ситуации, Конгресс США требует от руководства ВМС ежегодного представления 30-летнего плана кораблестроения. Аналогично это происходит и в ВВС США. Последняя 30-летняя кораблестроительная программа был представлена в Конгресс США 1 февраля 2010 года совместно с президентским запросом по бюджету на 2011 год.

План военного кораблестроения США обоснованно разделен на три временных интервала и включает три относительно самостоятельных кораблестроительных программы:

  • Программа ближней перспективы 2011-2020 гг. Особенностью данной программы является то, что она основана на учете современных объективных потребностей ВМС, решаемых ВМС задач, оценке стоимостных показателей потребных для ВМС сил и средств, а также производственных и технологических возможностей национальных судостроительных производств всех форм собственности. В программе на ближнесрочный период в ВМС США намечено увеличение темпов строительства кораблей прибрежной зоны (в том числе десантных кораблей) и высокоскоростных кораблей объединенных сил JHSV (в том числе ДК на воздушной подушке);
  • Программа среднесрочной перспективы 2021-2030 гг. Программа предполагает использовать для оценки обликов и конструктивных особенностей перспективных боевых кораблей системный анализ как существующих, так и потенциальных угроз или их возможных наиболее вероятных вариантов. При таком подходе облик перспективных кораблей, их ТТХ определяются с учетом возможностей всех потенциальных противников;
  • Программа долгосрочной перспективы 2031-2040 гг. Это наиболее динамичная часть единой кораблестроительной программы и формируется с учетом всех вероятных изменений в течение всего периода 2011-2040 гг.

В представленном плане отмечается, что число авианосцев в ВМС США после 2040 года снизится до 10 единиц. У американцев не вызывает сомнение непреложный факт, что авианосцы были, есть и всегда будут основой любого сбалансированного океанского военного флота.

В США Перспективы развития ПЛАРБ вынесены за рамки 30-летней кораблестроительной программы. Требования, предъявляемые к новой ПЛАРБ, отражаются в специальном обзоре ядерного потенциала США, который также представляется на рассмотрение в Конгресс.

Предполагается, что программа замены ПЛАРБ типа «Ohio» на новую серию ракетоносцев с 12 БР на борту будет профинансирована в период с 2019 по 2033 гг. По оценкам экспертов на это потребуется более половины средств, регулярно выделяемых на финансирование всех кораблестроительных программ ВМС. Расчетная стоимость замены ПЛАРБ типа «Ohio» превышает сумму 85 млрд. долл. Поскольку приобретение ПЛАРБ нового поколения исключительно затратное мероприятие и не реальное для бюджета ВМС, финансирование этой программы будет осуществляться в рамках отдельных самостоятельных статей. В США является общеизвестным, что, например, приобретение ядерного оружия для ВВС и ВМС финансируется по линии Минэнерго. Кроме этого отдельные программы Пентагона дополнительно финансируются по линии ещё, как минимум пяти министерств.

Общая кораблестроительная программа США на 2011-2040 финансовые годы отражена в таблице 7.

046plt007Таблица 7.

Рассматривая долгосрочную кораблестроительную программу Пентагон намерен поддерживать количество крупных кораблей в ВМС США на уровне 313 единиц. Для обеспечения выполнения такой программы предполагаются ежегодные траты на покупку кораблей в размере не менее 15,9 млрд. долл. в год. Однако специалисты утверждают, что численность боевого состава ВМС может быть откорректирована в большую сторону уже в ближайшее время. При этом американские стратеги исходят из того, что до 2020 года, ВМС США должны создать в Мировом океане глобальную систему борьбы с флотами противников, ее суть - отказ от устаревшего способа борьбы «корабль против корабля». Эта система будет основываться на применении дистанционно управляемых аппаратов, дистанционной передаче данных об обстановке и применении высокоточного морского оружия. Речь идет, в том числе и о том, что основной акцент борьбы с флотами потенциального противника (Россия, Китай, Индия, Бразилия), смещается в направлении нового вида высокотехнологичного оружия - боевых автономных подводных необитаемых аппаратов и необитаемых летательных аппаратов.

В настоящей статье не отражены конкретные перспективные проекты кораблей и подводных лодок США, отсутствует также и обоснование перспективных видов оружия, разрабатываемого специально для кораблей нового века. Автор такую задачу перед собой и не ставил. Важнее всего, было показать, каким образом строиться и эксплуатируется действительно сбалансированный флот, каковым по праву является военный флот США. Мы имели такой флот и успешно осуществляли его строительство. Достаточно отметить, что в настоящее время длительность постройки американской АПЛ «New Mexico» SSN 779 типа «Virginia» составляющая не более 60 месяцев, не является для отечественных судостроителей, например, СМП, чем особенным и не достижимым. Темпы и качество строительства отечественного флота до настоящего времени вызывают у нас особое чувство гордости. Мы вернемся к предначертанной нам исторической роли быть великой морской державой через любые трудности. Главное чтобы это понимала политическая элита современной России.
 

Комментарии  

 
+1 #1 Виктор Дубровский 01.03.2011 04:35
Надеюсь, что у власти и населения РФ хватит благоразумия не ввязываться в бесперспективну ю гонку вооружений, в том числе - морских, с США. Если там деньги девать некуда, это - их проблемы. А нам необходимо трезво оценить возможность внешних угроз - и расходовать ресурсы только для их нейтрализации. Представляется очевидным, что США нападать на РФ не собираются, так что возвращение к той или иной форме авантюристическ ой доктрины "противостоять возможному противнику в любой точке Мирового Океана" было бы чистым безумием.
Что касается "сбалансированно сти" построенного в соответствии с "доктриной Горшкова" флота СССР, то она вызывает очень сильные сомнения...
 
Разработка сайтов