Главная Справка оборонного заказа.
 

Авторизация



Справка оборонного заказа. Печать

ОТ РЕДАКЦИИ. Осенью прошлого года в электронных СМИ почти незаметно проскочило сообщение об американском подводном роботе-рекордсмене, который «показал лучший результат по продолжительности работы среди всех автономных подводных машин. Он бесперебойно функционировал в Тихом океане 9 месяцев и 5 дней. За это время машина преодолела почти 5 тысяч километров, совершив 737 погружений на глубину до 1 километра. Причём удивительный заплыв не был рекордом ради рекорда.»

Как сообщается, аппарат под названием Seaglider разработан специалистами Вашингтонского университета под руководством профессора океанографии Чарльза Эриксена. Внешне устройство больше всего напоминает торпеду с крыльями, однако начинка его куда более замысловата. Достаточно сказать, что робот не использует винтов, а полагается на иной принцип перемещения.

Кроме приёмника GPS и комплекта литиево-ионных батарей внутри корпуса располагаются компьютерная система контроля, разнообразные датчики, система спутниковой связи и «плавательный пузырь» из эластичных полимеров. Последний и является одним из главных секретов машины.

Вместо отвесного спуска сквозь толщу воды планер регулирует собственную плавучесть почти так, как это делают рыбы, изменяя объём корпуса. Насосы выкачивают из расположенного в хвосте машины «плавательного пузыря» гидравлическую жидкость, когда надо нырнуть, и закачивают обратно, если нужно всплыть.

Когда Seaglider погружается, небольшой двигатель сдвигает комплект батарей немного вперёд, по направлению к носу устройства, так регулируется угол спуска. Рассекающие воду крылья сообщают планеру поступательное движение. Потому Seaglider и не падает - он красиво планирует, оправдывая своё название.

Достигнув нужной ему глубины, робот просто повторяет процесс в обратном порядке, и Seaglider всплывает, как по волшебству. Если требуется повернуть, батареи крутятся в нужную сторону. Благодаря смещению центра тяжести «Сиглайдер» кренится и поворачивает, словно на вираже. Со стороны всё это выглядит донельзя плавно, как беззвучный пируэт маленького самолёта.

Экономичный принцип подводного передвижения, который использует Seaglider, был впервые предложен в 1989 году океанографом Генри Стоммелом. Некоторые биологи предполагают, что похожая способность позволяет дельфинам преодолевать под водой значительные расстояния, на первый взгляд даже чересчур значительные для возможностей их организма. Seaglider - далеко не первый аппарат, сконструированный с учётом этого принципа.

Автономные планеры уступают в скорости прочим механизмам подводного исследования, однако они могут заплывать на более дальние расстояния и дольше функционировать. Учёные скромно умалчивают, что рекордный срок автономного функционирования - это ещё не всё: уже после команды «стоп!» прошло дополнительных 10 дней. Это время Seaglider тихо-мирно дрейфовал по течению, пока его наконец не подобрало судно исследователей.

Обычно когда механизмы долго находятся в море, их так и норовят облепить любопытные микроорганизмы и водоросли. Тем более поразил учёных тот факт, что когда планер вытащили из воды, его корпус был практически чист! Неизвестно, что послужило тому причиной, покрытие корпуса, скорость или какие-то иные факторы. Тот отважный планктон, который всё же прицепился к бокам Seaglider, на успешное выполнение задачи никак не повлиял.

Разработчики неустанно колдуют над своим детищем. В планах по модернизации - замена аккумуляторов более ёмкими (что увеличит срок нахождения под водой более чем в два раза). Также помимо надёжного, но всё же не самого изящного способа изменения курса за счёт смещения центра тяжести разрабатываются альтернативные варианты.

Об интересе американского военного ведомства к успехам робота-пловца пока не упоминается...
 
Разработка сайтов