Главная Социальное партнерство - важный институт предупреждения и разрешения социально-трудовых конфликтов
 

Авторизация



Социальное партнерство - важный институт предупреждения и разрешения социально-трудовых конфликтов Печать

Провозгласив человека труда главной ценностью, четыре парламентские партии еще раз продекларировали готовность улучшать жизнь трудового народа. Какие же конкретные средства, способы и механизмы реализации такой цели существуют в настоящее время? Если не рассматривать в настоящей статье общетеоретические вопросы взаимосвязи экономики и политики, а также противоречивые взаимоотношения труда и капитала, то следует обратиться к новой для России теме - социальному партнерству.

Процесс формирования социального партнерства в развитых странах был по существу последовательным переходом от социально-трудовых отношений типа «конфликтного соперничества» к типу «конфликтного сотрудничества». В России этот шаг еще до конца не сделан и есть только попытки осуществить такой переход.

Первоначально идея социального партнерства нашла конкретное воплощение в структуре Международной организации труда (МОТ), созданной в 1919 г. в условиях подъема рабочего движения в Европе. При создании МОТ была осуществлена идея образования форума для обсуждения трудовых проблем между правительствами, предпринимателями и трудящимися.

МОТ была создана как организация, призванная всемерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению острых вопросов эволюционным, мирным путем. Деятельность МОТ с момента ее зарождения базируется на принципах «классового мира». Для разрешения возникающих проблем и конфликтов между трудящимися и предпринимателями предусматривается система переговоров между социальными партнерами на различных уровнях для достижения компромисса, согласия между сторонами.

Формы социального партнерства зависят от особенностей страны, ее истории, традиций, национальной специфики. МОТ является международным центром социально-трудового законодательства. На всех уровнях этой организации страны представлены правительством, организациями трудящихся и предпринимателей, которые имеют равные права. Диалог, дискуссии и принятие ими решений предполагает взаимный учет интересов и достижение соглашений в условиях социального мира. Трехстороннее сотрудничество является идеологической нитью, проходящей через всю деятельность МОТ.

В научной литературе можно встретить два определения понятия «социальное партнерство»: широкое и узкое. С точки зрения права социальное партнерство понимается как раз в узком смысле. Ст. 23 Трудового Кодекса Российской Федерации дает следующее определение. Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, - установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.

В связи с этим повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов в сфере труда. Согласование интересов сторон социального партнерства поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.

Определение социального партнерства в широком смысле подразумевает систему урегулирования отношений в обществе в целом, во всех сферах жизнедеятельности.

В ряде экономических трудов понятие «социальное партнерство» характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических и юридических лиц на основе договора; или как форма сотрудничества фирм, компаний, подтвержденная соответствующим договором (протоколом) о корпоративном партнерстве.

С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий его сторон на базе определенной законодательной платформы.

Оттого что подходы были разными (экономический и юридический), отличаются и характеристики социального партнерства, данные этими подходами. Конкретные формы социального партнерства дают более полную картину:

‑ участие в законотворческой деятельности;

‑ консультации, переговоры с целью обсуждения конфликтных ситуаций и достижения взаимоприемлемых решений;

‑ заключение соглашений, коллективных договоров, которые документально закрепляют взаимоприемлемые решения.

Социальное партнерство включает в себя и экономические и правовые основы. Иначе система социального партнерства не смогла бы осуществить свою функцию ‑ согласование интересов различных социальных групп и их письменное закрепление.

Для развития социального партнерства в России была необходима правовая база. Такая база начала строиться со следующих документов: Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г., Указ Президента РФ «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (январь 1992 г.), Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (февраль, 1992 г.). 1 мая 1999 г. был подписан Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Федеральный закон был призван обеспечить должное регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров, определить правовую основу формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, правительства, которые образуют соответствующие стороны комиссии на паритетной основе.

С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части второй (гл. 3-9) закреплены ст. 23-55, регламентирующие социальное партнерство в сфере труда. Исходя из этого, законы субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. Произошло также принятие ФЗ «Об объединениях работодателей»(2002 г.)

Этими документами и оформлялась первоначальная структура функционирования для новой российской системы социального диалога в обществе при возникновении трудовых конфликтов на всех уровнях: федеральном, региональном, отраслевом и базовом. В них заложены основные принципы этого типа отношений: равноправие сторон, добровольность, взаимная ответственность, приоритетность примирительных процедур.

Так как противоречие между трудом и капиталом неизбежно, а их взаимодействие - необходимый элемент для жизнедеятельности общества, требуется некий механизм согласования противоречия. Таким механизмом и выступает институт социального партнерства, где государство регулирует и закрепляет договорные отношения между субъектами трудовых отношений - работодателями и работниками.

Важной категорией социального партнерства являются его субъекты. В международной практике признанным является наличие триады субъектов: профсоюзы, предприниматели и государство. Они выступают в качестве независимых сторон, каждая из которых выполняет особые функции и решает свои проблемы.

Для профсоюзов - это рост реальных доходов наемных рабочих, гарантии социальной защиты, обеспечение достойных условий труда и жизни, участие трудящихся в управлении и т.д.

Для предпринимателей - это гарантии эффективности использования капитала, увеличение прибыли через рост производительности труда, улучшение качества продукции и повышение конкурентоспособности на рынке.

Для государства - это социальный мир и сплоченность нации, рост доходов госбюджета, экологическая безопасность, общая конкурентоспособность национальной экономики.

Что же представляют собой современные профсоюзы в России?

Наиболее крупным из профсоюзных объединений является Федерация Независимых профсоюзов России (ФНПР). По сводной статистической отчетности по за 2009 год, Исполком Федерации отметил, что в ФНПР входит 120 членских организаций, в том числе 41 общероссийский (межрегиональный) профсоюз, которые по состоянию на 1 января 2010 года объединяют 24,1 млн. членов профсоюзов, и 79 территориальных объединений организаций профсоюзов. С учетом профсоюзов, сотрудничающих с ФНПР на основе соглашений, количество членов составляет 24,7 млн. человек. В 2009 году всеми формами обучения по линии профсоюзов было охвачено 1,8 млн. человек, в том числе повысили квалификацию, прошли профессиональную переподготовку - 12,7 тыс. человек. Продолжилась реализация Концепции формирования единого образовательного пространства ФНПР. В среднем членскими организациями ФНПР на обучение израсходовано 3,3 процента средств профсоюзного бюджета, что значительно ниже уровня финансирования, предусмотренного решением VI съезда ФНПР (не менее 6 процентов).

Наряду с традиционными действуют альтернативные (новые) профсоюзы, возникшие на волне массовых забастовок 1989-1991 гг. Эти профсоюзы строятся по профессиональному принципу и не принимают в свои ряды представителей администрации. Возникнув вначале как альтернативные традиционным советским профсоюзам, большинство из них сохранили эту позицию по отношению к ФНПР. Однако некоторые стремятся к сотрудничеству, другие конкурируют и остро конфликтуют, ведя борьбу за передел сфер влияния, что создает множество трудностей на пути становления социального партнерства. В настоящее время существует объединение профсоюзов «Соцпроф», которому с 2007 года удалось собрать вокруг себя более 70 процентов профсоюзов, не входящих в систему ФНПР, в рамках межпрофсоюзного партнёрства.

Разобщенность и множественность профсоюзов в России долгое время мешали выполнять им необходимые функции и тормозили процесс налаживания взаимоотношений с властными структурами и объединениями предпринимателей. Многие исследователи говорят о глубоком кризисе профсоюзного движения. Противники профсоюзов считают, что таковые изжили себя, что сегодня они не нужны. Но не следует забывать о том, что коллективные соглашения и договоры, заключаемые между профсоюзами и предпринимателями, создают для наемного работника более благоприятные условия на рынке труда. И диктат работодателя затруднен именно благодаря профсоюзному движению, законодательству о минимальной заработной плате, продолжительности рабочего времени, минимальных социальных гарантиях и т.д.

В России рабочая сила была и остается дешевым товаром. Эквивалентный обмен отсутствует, и в определенной степени она по-прежнему эксплуатируется. Вот почему так важно участие профсоюзов в процессе приведения в соответствие цены рабочей силы стандартам цивилизованного мира. Дешевизна рабочей силы для России - в первую очередь - проблема политическая. Приток беженцев и вынужденных переселенцев привел к ужесточению конкуренции за рабочие места. Сложившейся ситуацией пользуются работодатели, и для изменения подобных условий необходимо принимать законы, но по Конституции РФ профсоюзы не имеют права законотворческой инициативы. Они должны вступать в контакт с теми, кто обладает таким правом, вести переговоры по внесению и принятию законопроектов и нормативных правовых актов. Для того чтобы учесть интересы всех работников, необходимо сотрудничество профсоюзных организаций, чего в сегодняшних условиях не наблюдается.

Разобщены и работодатели по ассоциациям и союзам. Это значительно затрудняет нахождение общих решений на отраслевом и федеральном уровнях. Отсутствие до конца оформившейся системы союзов работодателей приводит к тому, что у них нет органа, гарантирующего выполнение принятых обязательств. Работодатели слабо вовлечены в процесс договорного регулирования трудовых отношений, не заинтересованы в ассоциировании. Роль представителя объединенного работодателя выполняли различные структуры, не наделенные соответствующими полномочиями, а значит и ответственностью. Позиции промышленников и предпринимателей еще недостаточно ясны. Предприниматели выполняют в системе трипартизма не столько работодательские, сколько свои корпоративно-защитные функции. Правда, стоит заметить, что в последнее время позиция работодателя по отношению к социальному партнерству начала меняться. У многих проявилась заинтересованность в создании соответствующих правовых и организационных условий для развития социального партнерства, введения единых правил игры в сфере социально-трудовых отношений. На федеральном уровне активную роль играют Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация банков России, Всероссийская ассоциация приватизируемых и частных предприятий, Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) и ряд других. Все они выступают как связующее звено между предпринимателями и государством.

В деятельности общественных объединений предпринимателей-работодателей по решению социальных проблем можно выделить три наиболее важных аспекта:

- производственные результаты предприятий, их прибыль является источником прямых налогов и социальных взносов;

- на крупных предприятиях имеются учреждения социальной сферы и организации, занимающиеся социальными услугами, которыми пользуются прежде всего работники этих предприятий;

- политика объединений предпринимателей оказывает непосредственное влияние на занятость и заработную плату своих работников.

Конечно, не следует идеализировать деятельность предпринимательских объединений. Реальная обстановка 90-х годов характеризовалась нарастанием конституционных нарушений (систематические невыплаты заработной платы, уклонение работодателей от подписания коллективных договоров). Немаловажный момент - неоднородность предпринимателей. Существует крупный, средний, малый бизнес. Каким образом нужно обеспечить их взаимоотношения, а главное учесть интересы всех трех слоев предпринимательства, а не удовлетворять интересы крупного бизнеса за счет ущемления среднего и малого? На сегодняшний день это остается большой проблемой.

Что касается государства, то оно является вполне определенным субъектом социального партнерства, но слабость его позиции в том, что ему приходится совмещать одновременно несколько противоречивых функций. В российских реалиях государство еще не определилось в отношении своих полномочий и компетенций, взаимосвязей и сотрудничества с предпринимателями, и особенно с профсоюзами. Государство с трудом осваивает международно признанные нормы и стандарты и неохотно принимает принципы полной автономии каждой из сторон, свободы ассоциации партнеров. Государство по-прежнему стремится придержать за собой те функции, которые в нормальной рыночной экономике принадлежат двум другим сторонам.

Рассмотрим типовые функции государства в социальном партнерстве в идеале.

Прежде всего, государство выступает как гарант основополагающих гражданских прав, которые важны для свободного осуществления прав работников, профсоюзных прав, прав предпринимателей и для эффективного функционирования любой системы социально-трудовых отношений. Здесь государство выступает в качестве организатора и координатора, регулирующего социально-трудовые отношения. При этом одной из важнейших функций государства является разработка правовых основ и организационных форм социального партнерства, правил и механизма взаимодействия сторон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий).

Государство можно рассматривать как независимый регулятор системы социально-трудовых отношений, т. к. оно способно устанавливать юридические рамки, защищающие права профсоюзов и трудящихся и закладывающие организационные и процедурные основы коллективных переговоров и улаживания трудовых конфликтов. Степень влияния государства на социально-трудовые отношения во многом предопределяет характер и эффективность этих отношений.

Государство может участвовать в социальном партнерстве в качестве стороны на переговорах и в консультациях в рамках трехсторонних социально-трудовых отношений в целях выработки и проведения в жизнь социальной, экономической и промышленной политики в стране. Трехсторонние переговоры приводят к соглашениям, которые определяют обязательства каждой их сторон. Трехсторонние консультации в отличие от переговоров дают правительству возможность реализовывать собственные предпочтения при определении политики.

По мнению ряда авторов, формирование института социального партнерства натолкнулось на монополизм государства. Главная проблема в деятельности трехсторонней комиссии заключается в том, что профсоюзы и организации предпринимателей фактически не участвуют в выработке стратегий экономических и социальных реформ. Эти стратегии формируются узким кругом лиц, назначенных Президентом Российской Федерации, а также под сильным воздействием международных финансовых организаций. Переговоры, которые впоследствии ведутся в комиссии, ограничены заранее определенными рамками.

Несомненно одно: в сложившейся ситуации в России нет равноправия сторон. Но в то же время институт социального партнерства функционирует: заключаются соглашения, подписываются договоры.

Профсоюзы являются наиболее слабой стороной в договорных отношениях. Их действия не подкреплены ни властью, которой обладает государство, ни финансами предпринимателей. Но у профсоюзов есть ресурс социального действия. Этот ресурс может стать решающим, т.к. для предпринимателя предупредить забастовки, волнения и т.п., значит избежать открытых столкновений и необходимости идти на поводу у бастующих. Вовремя заметить важность решения о том, что нужно сделать первый шаг, является причиной возможности регулирования трудовых отношений при отсутствии равноправия. Отсутствие равноправия в любых отношениях является причиной конфликта. Для работников (их представителей) осознание того, что им идут навстречу, служит причиной для продолжения сотрудничества.

Конечно, каждый участник преследует свои интересы. Главным достижением в становлении института социального партнерства является пришедшее понимание, что достигнуть цели можно не только борьбой, но и сотрудничеством. Причем уступки, которые приходится делать в ходе переговорного процесса по цене значительно меньше тому ущербу, который неизбежен при противостоянии.

Либеральная экономическая политика, проводимая Россией с начала 90-х годов, резко ухудшила положение населения, что выразилось в снижении уровня социально-экономической защиты населения, резкой его поляризации по доходам и уровню жизни.

Для оценки соотношения в доходах между «бедными» и «богатыми» обычно используют так называемый децильный коэффициент. Этот показатель традиционно используется в экономической статистике для наглядной демонстрации дифференциации уровня доходов различных слоев населения и хорошо иллюстрирует степень социального расслоения. Так, в дореволюционной России он превышал 30, а на исходе существования Советского Союза был примерно равен 3.

Это показатель различия в доходах между 10% наиболее богатой части общества и 10% беднейших его членов. Превышение децильного коэффициента отметки 10, по мнению западных политологов и социологов, создает в обществе реальную угрозу социального взрыва. В развитых странах децильный коэффициент составляет 4-5, тогда как в России на 2000 год он был равен 20. В группе развитых стран самый низкий децильный коэффициент - в скандинавских странах, где он варьирует от 3 до 5. В Германии, Австрии и Франции он чуть выше и достигает 5-7. Правда, для западных стран есть и другие данные, по которым в США, например, децильный коэффициент составляет 10-12, но это не оказывает существенного дестабилизирующего воздействия на американское общество, что отчасти объясняется господствующими там социальными традициями. Дифференциация населения РФ по уровню доходов в 2009 году несколько снизилась и составила 16,7 раза против 16,8 в 2008 году. Таким образом, в России все равно сохраняется катастрофический разрыв в доходах богатых и бедных.

В такой ситуации власть имущие и должны были обратиться к социальному партнерству как к механизму, способному смягчить социально-трудовые конфликты, обеспечить стабильность в обществе.

Социальное партнерство и трудовой конфликт - это единый неразрывный процесс. Наличие конфликта в социально-трудовой сфере - закономерное явление, которое стимулирует экономическое развитие общества. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций сторон, достижения компромисса, установления согласия.

Результатом такого согласования интересов является заключение правовых актов. К ним относятся соглашения и коллективные договоры.

Соглашение определяется в Трудовом Кодексе Российской Федерации как правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

На уровне предприятия заключается коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Таким образом, существует пять уровней системы социального партнерства:

-Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

-Региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

-Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

-Территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

-Уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

На каждом уровне социального партнерства решаются свои задачи, для чего заключаются соглашения, определяющие общие принципы, на которых и будут строиться дальнейшие отношения субъектов данного уровня социального партнерства.

На федеральном уровне заключаются:

- генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации об общих принципах социально-экономической политики;

- отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение между соответствующими объединениями профсоюзов и их объединениями, соответствующими объединениями работодателей и Министерством труда и социального развития Российской Федерации о нормах оплаты труда и других условиях труда, а также о социальных гарантиях и льготах для работников отрасли (отраслей);

- профессиональное тарифное соглашение между соответствующими профсоюзами и их объединениями, соответствующими объединениями работодателей и соответствующими органами по труду о нормах оплаты и других условиях труда, а также социальных гарантиях и льготах для работников определенных профессий.

На региональном уровне заключаются:

- соглашение между соответствующими профсоюзами и их объединениями, объединениями работодателей и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации об общих принципах регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации;

- отраслевое (межотраслевое) профессиональное тарифное соглашение между соответствующими профсоюзами и их объединениями, объединениями работодателей и органом по труду субъекта Российской Федерации о нормах оплаты труда и других условиях труда, а также социальных гарантиях и льготах для работников отрасли (отраслей) определенной профессии.

На уровне административно-территориальных и муниципальных образований в составе субъектов Российской Федерации заключаются территориальные соглашения между соответствующими профсоюзами и их объединениями, объединениями работодателей и соответствующими органами местного самоуправления об условиях труда, а также социальных гарантиях и льготах, связанных с территориальными особенностями города, района, другими административно-территориальными образованиями.

Рыночная экономика и партнерство тесно взаимосвязаны. Особое значение система социального партнерства приобретает в условиях экономического кризиса, переходных периодов, что является актуальным для России. Достижение компромиссов, согласия в период реформ позволяет осуществить их в соответствии с интересами общества, предупредить рост социальной напряженности и недовольства населения.

В разрешении трудовых споров и конфликтов в нашей стране важную роль принадлежит государственной Службе по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба была создана при Минтруда России в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РСФСР «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В настоящее время Служба действует в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ.

Службу по урегулированию коллективных трудовых споров образуют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России. Возглавляет и организует деятельность Службы по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России; он же создает одноименные территориальные органы. В систему Службы входят межрегиональные территориальные органы Минтруда России по урегулированию коллективных трудовых споров: Северо-Западный (г. Санкт-Петербург); Центрально-Черноземный (г. Воронеж); Северо-Кавказский (г. Краснодар); Волго-Вятский (г. Нижний Новгород); Поволжский (г. Самара); Уральский (г. Екатеринбург); Западно-Сибирский (г. Кемерово); Восточно-Сибирский (г. Иркутск); Дальневосточный (г. Владивосток).

Наряду с указанными органами полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляют подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров - система государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Служба в своей работе охватывает достаточно широкий круг задач и тем самым играет значимую роль в системе социального партнерства как института конфликторазрешения.

Средством достижения соглашений в трудовых спорах признаны переговоры. Социальное партнерство как конструктивный метод разрешения конфликтов обеспечивается только за счет умелого использования переговорного процесса. Только через переговоры стороны партнерских отношений могут достичь согласования интересов, взглядов, ценностных установок и выработать взаимоприемлемые решения.

Процесс переговоров включает в себя три стадии:

-предпереговорная подготовка;

-переговоры субъектов;

-постпереговорные мероприятия.

В рамках института социального партнерства, если переговоры не увенчались успехом, стороны составляют протокол разногласий, и материалы спора передаются на рассмотрение в трудовой арбитраж. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой по регулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания его рассмотрения примирительной комиссией или посредником.

Таким образом, трудовые конфликты являются неотъемлемой частью социального партнерства. Для эффективного регулирования трудовых конфликтов создаются специальные комиссии, которые действуют в соответствии с принципами социального партнерства и являются главным методом в регулировании социально-трудовых отношений.

Применительно к России говорить о создании полноценной системы социального партнерства преждевременно. Можно констатировать лишь формирование трудовых отношений с элементами социального партнерства.

Наиболее острая и пока нерешаемая проблема на всех уровнях социального партнерства - ответственность за неисполнение принятых обязательств. Из-за невыполнения Правительством РФ своих обязательств по Генеральным соглашениям, а работодателями по другим соглашениям профсоюзы вынуждены прибегать к силовым методам воздействия. Однако эффективность этой формы защиты интересов резко снижается из-за слабого осознания необходимости совместных выступлений.

В российских условиях существует ряд факторов, которые создают специфическую среду для создания системы социального партнерства: во-первых, Россия охвачена глубоким и острым кризисом всей системы общественных отношений, всех социальных и политических институтов одновременно. Формирование системы социального партнерства в таких условиях затруднено; во-вторых, социальное партнерство может успешно развиваться как метод разрешения противоречий между трудом и капиталом при наличии среднего класса. Его доля в России невелика; в-третьих, особенность российских условий - высокая социальная напряженность в обществе, проявляющаяся в нарастании социально-политических конфликтов, забастовок и стачек.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что социальное партнерство стало эффективной системой согласования интересов различных социальных групп, способом конструктивного разрешения возникающих противоречий, предупреждением открытой формы социальных конфликтов. На уровне общества социальное партнерство ориентировано на достижение согласия в общенациональных интересах. В настоящее время в новом российском обществе пока не сформировались общенациональные приоритеты. Поэтому и сама система социального партнерства недостаточно эффективна, воспринимается как второстепенный социальный механизм.

Учет специфических особенностей национальной психологии не позволяет перенести на отечественную почву западную модель социального партнерства без критического осмысления всего того рационального, плодотворного и, главное, приемлемого для наших условий, что накоплено в зарубежной практике. В противном случае велика вероятность отторжения.

Наиболее эффективная система социального партнерства возможна в условиях социально-ориентированной рыночной экономики, когда главным является общественная стабильность, достаточно высокий уровень жизни, взаимозависимость социальных структур; когда созданы условия, при которых уровни благосостояния социальных групп взаимозависимы, несмотря на наличие четко сформированных корпоративных и индивидуальных интересов.

В российской действительности перечисленные условия эффективности системы социального партнерства пока еще отсутствуют. Смысл социального партнерства состоит в том, чтобы не углублять неизбежное противоречие между трудом и капиталом, а, наоборот, учитывать и удовлетворять их и, находя точки соприкосновения, идти на разумные компромиссы, заниматься постоянным поиском путей сотрудничества.

Социальное партнерство в своей основе направлено на то, чтобы посредством регулирования социально-трудовых отношений обеспечить оптимальный баланс в реализации главных социально-экономических интересов его субъектов.
 

Комментарии  

 
+4 #2 Виктор Дубровский 01.03.2011 03:59
Необходимо добавить, что наличие сильных и вездесущих профсоюзов сильно упростило бы противодействие незаконной миграции. Ведь экономической её основой является заинтересованно сть многих наших работодателей в возможности платить минимальную зарплату нелегалам и не заботиться об их условиях труда и быта. А практика развитых стран показывает, что профсоюзы на к5аждом предприятии активно противодействую т всем попыткам работодателей демпинговать на рынке труда.
 
 
+4 #1 Виктор Дубровский 27.02.2011 08:48
Постсоветские профсоюзы очень легко встроились в систему "декоративной демократии", построенной в РФ за последние годы. Когда у профсоюзоя, с одной стороны, практически отнято наиболее эффективное орудие отстаивания интересов трудящихся, забастовки, и в одном профсоюзе "равноправен" подсобный рабочий и управляющий, вся профсоюзная система становится фикцией. Что мы и имеем в реальности, от выборочных увольнений наиболее активных трудящихся до диких невозможных в развитых странах предложений увеличить рабочий день до 12 часов.(Возмутительно, что это предложение делается под флагом "модернизации", когда на самом деле оно ставит дополнительный крест на эту самую модернизацию...) Так что в условиях отмеченного в статье - неравенства прав профсоюзов и предпринимателе й - при очевидной склонности власти пренебрегать интересами трудящихся - никакая реальная борьба интересов и социальное партнёрство невозможны, к сожалению. Так что задача создания реальных профсоюзов вместо декоративных у жителей нашей страны впереди...
 
Разработка сайтов