Главная Оперативно-тактическая тренажерная система ВУНЦ ВМФ. Какой ей быть?
 

Авторизация



Оперативно-тактическая тренажерная система ВУНЦ ВМФ. Какой ей быть? Печать

В.Л. Захаров, к.т.н., с.н.с.

В.А. Ильин, д.в.н., профессор

А.Г. Кушнарев, к.т.н., профессор

«Оборонный заказ» неоднократно обращался к проблеме создания учебно-тренировочных средств для Военно-Морского Флота. Создание военного учебного заведения нового типа «Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова» (ВУНЦ ВМА), задачи и структура которого представлены в статье его начальника вице-адмирала А.А. Римашевского («Оборонный заказ» №21) , требует разработки целой системы средств для подготовки офицеров и старшин контрактной службы всех уровней иерархии военно-морской службы. Важнейшим и сложнейшим, по нашему мнению, видом подготовки является оперативная и тактическая подготовка офицерского состава и некоторых категорий старшин контрактной службы (командиры катеров, командиры и помощники командиров кораблей 4-го ранга, т.п.).

Для обоснования и разработки любой системы обучения необходимо ответить на 3 вопроса: Кого учить? Чему учить? С помощью чего учить? Следует заметить, что существует концепция Центра оперативно-тактической подготовки ВУНЦ ВМА. Но, по мнению авторов, именно на эти три вопроса Концепция не дает четких ответов. И так, найдем их.

Кого учить?

В общем случае перечень специальностей и количество обучающихся задаются вышестоящими органами - заказ. Однако, всегда ли заказчик верно определяет специальности и специализации обучения, а также уровни подготовки? Увы, нет. Примеров тому множество: то на флоте переизбыток противолодочников, то нехватка артиллеристов.

В ходе выполнения НИР «Решатель» были выявлены основные направления и уровни иерархии службы офицера ВМФ. В общем случае, «траектории» службы офицеров ВМФ (корабельного состава) имеют шесть основных направлений и десять уровней иерархии (рис. 1).

Основными направлениями службы являются:

1) Военно-специальное.

2) Командное.

3) Штабное, управленческое.

4) Образовательное.

5) Научно-исследовательское.

6) Обеспечивающее, эксплуатационно-техническое.

Существует еще несколько специфических направлений службы, совпадающих по своему содержанию с основными направлениями.

Уровни служебной иерархии офицеров также определяются организационно-штатной структурой ВМФ, основными из них являются:

I) Первичный, военно-специальный.

II) Военно-специальный 2-го уровня.

III) Тактико-специальный.

IV) Тактический 1-го уровня.

V) Тактический 2-го уровня.

VI) Тактический 3-го уровня.

VII) Оперативно-тактический 1-го уровня.

VIII) Оперативно-тактический 2-го уровня.

IX) Оперативно-стратегический 1-го уровня.

X) Оперативно-стратегический 2-го уровня.

Служебно-траекторный анализ позволил установить взаимосвязи направлений и иерархий службы и уровней образования (рис. 2).

Задачей ВУНЦ является подготовка офицеров к первым восьми уровням служебной иерархии путем прохождения ими шести ступеней образования, повышения квалификации и переподготвки.

В ходе выполнения НИР «Решатель» определено, что ВУНЦ должен осуществлять подготовку по уровням:

- военно-профессиональное образование (около 20 специальностей и специализаций);

- дополнительное профессиональное образование - до 20 программ переподготовки и повышения квалификации (более 40 специальностей и специализаций);

- полное военно-профессиональное образование (более 10 специальностей и специализаций).

Кроме того, в ВМФ имеется около 130 специальностей, требующих начального и среднего военно-профессионального образования. Подготовка специалистов по некоторым из них осуществляется на факультетах среднего военно-профессионального образования военно-морских институтов, а также в различных школах и отрядах, в будущем возможно - в военно-морском лицее и военно-морском колледже ВУНЦ.

Чему учить?

Естественно тому, что надо на войне. ВМФ может участвовать в стратегической операции ядерных сил, стратегической операции на театре военных действий, воздушной оборонительной операции, может проводить самостоятельные операции флотов и флотилий разнородных сил, морские операции против ударных группировок и подводных лодок противника, действовать на его коммуникациях, обеспечивать боевую устойчивость своих пл стратегического назначения, оборону районов базирования и своих коммуникаций, проводить десантные операции и т.д. в составе однородных или разнородных группировок (рис. 3).

Боевые действий сил флота в ходе операций и систематических действий включают в себя:

- действия против надводных кораблей;

- действия против подводных лодок;

- действия против береговых объектов;

- десантные действия;

- миннозаградительные действия;

- противоминные действия;

- действия против воздушного противника. (Рис. 4).

Таким образом, можно определить основные направления практической подготовки специалистов в ВУНЦ ВМА:

  1. Управление силами в операции флота (флотилии).
  2. Управление силами в боевых действиях группировки разнородных ударных сил (ГРУС).
  3. Управление силами в боевых действиях группировки разнородных противолодочных сил (ГРПЛС).
  4. Управление силами в морских десантных операциях.
  5. Управление силами при обороне и защите пунктов базирования.
  6. Управление силами в морском бою корабельных ударных разнородных ударных групп (КУГ и РУГ).
  7. Управление силами в боевых действиях корабельных поисково-ударных и разнородных поисково-ударных групп (КПУГ и РПУГ).
  8. Управление апл стратегического назначения при ведении боевых действий.
  9. Управление многоцелевыми пл при ведении боевых действий.
  10. Управление боевыми действиями частей и подразделений береговых ракетно-артиллерийских войск (БРАВ).
  11. Управление боевыми действиями частей и подразделений морской авиации (МА).
  12. Управление силами в минно-заградительных действиях (МЗД).
  13. Управление силами в противоминных действиях (ПМД).
  14. Управление силами и средствами разведки.
  15. Управление надводными кораблями.
  16. Управление подводными лодками.

Кроме того, ВУНЦ осуществляет и военно-специальную подготовку специалистов практически всех уровней иерархии и направлений службы. Основными направлениями военно-специальной подготовки являются:

  1. Кораблевождение и эксплуатация средств навигации нк.
  2. Кораблевождение и эксплуатация средств навигации пл.
  3. Боевое применение и эксплуатация комплексов баллистических ракет (БР) пл.
  4. Боевое применение и эксплуатация комплексов крылатых ракет (КР) нк, пл и БРАВ.
  5. Боевое применение и эксплуатация зенитных ракетных комплексов (ЗРК) кораблей.
  6. Боевое применение и эксплуатация корабельной артиллерии (КА).
  7. Боевое применение и эксплуатация торпедного оружия (ТО) пл.
  8. Боевое применение и эксплуатация противолодочного оружия (ПЛО) нк.
  9. Боевое применение и эксплуатация средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
  10. Боевое использование и эксплуатация средств связи (СС) пл.
  11. Боевое использование и эксплуатация средств связи нк.
  12. Боевое использование и эксплуатация радиоэлектронных средств (РЭС) пл.
  13. Боевое использование и эксплуатация радиоэлектронных средств нк.
  14. Боевое использование и эксплуатация средств радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ).
  15. Эксплуатация средств навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения (НГО и ГМО).
  16. Эксплуатация энергетических установок (ЭУ) и общекорабельных систем апл.
  17. Эксплуатация энергетических установок и общекорабельных систем дпл.
  18. Эксплуатация энергетических установок и общекорабельных систем нк.
  19. Борьба за живучесть пл.
  20. Борьба за живучесть нк.

Имея цели подготовки можно определить состав учебно-тренировочных средств для достижения этих целей, то есть ответить на третий вопрос.

С помощью чего учить?

Проведенный выше анализ определяет структуру оперативно-тактической тренажерной системы (ОТТС) ВУНЦ ВМА. ОТТС должна иметь в своем составе:

1. Оперативный тренажно-моделирующий комплекс (ОТМК).

2. Оперативно-тактические тренажеры (ОТТ):

- ГРУС;

- ГРПЛС;

- морских десантных действий;

- обороны и защиты пунктов базирования;

- морской авиации. (рис. 5)

3. Тактические тренажеры (ТТ):

- КУГ (РУГ);

- КПУГ (РПУГ);

- ПМД;

- ДЕСО;

- апл СН

- мапл;

- дпл;

- БРАВ;

- морской ракетоносной авиации (МРА);

- штурмовой авиации (ША);

- противолодочной авиации (ПЛА);

- противоминной авиации (ПМА);

- противовоздушной обороны (ПВО).

4. Комплексные тренажеры (КТ):

- управления нк;

- управления пл. (рис. 6).

Кроме того для обеспечения военно-специальной подготовки помимо ОТТС, но сопряженные с ней в, составе учебно-материальной базы ВУНЦ необходимо иметь специализированные тренажеры:

- Кораблевождения и эксплуатации средств навигации нк;

- Кораблевождения и эксплуатации средств навигации пл;

- БП и эксплуатации БР;

- БП и эксплуатации КР;

- БП и эксплуатации ЗРК;

- БП и эксплуатации КА;

- БП и эксплуатации ТО пл;

- БП и эксплуатации ПЛО нк;

- БП и эксплуатации средств РЭБ;

- БИ и эксплуатации СС пл;

- БИ и эксплуатации СС нк;

- БИ и эксплуатации РЭС пл;

- БИ и эксплуатации РЭС нк;

- БИ и эксплуатации средств РХБЗ;

- Эксплуатации средств НГО и ГМО;

- Эксплуатации ЭУ и систем АПЛ;

- Эксплуатации ЭУ и систем дпл;

- Эксплуатации ЭУ и систем нк;

- Управления борьбой за живучесть нк;

- Управления борьбой за живучесть пл.

Всего около 50 тренажеров.

Таким образом, в составе учебно-тренировочного центра ВУНЦ необходимо иметь систему учебно-тренировочных средств (УТС), представляющую собой 3-4-х ранговую вычислительную сеть, объединяющую в себя все тренажеры и, по возможности, учебно-действующие образцы вооружения и военной техники.

Как показал опыт эксплуатации существующих УТС, одни и те же тренажеры могут использоваться для подготовки специалистов различного уровня и различных направлений обучения. Следовательно, для оптимизации состава системы УТС её элементы необходимо разрабатывать по направлениям подготовки.

В этой связи возникает еще один вопрос:

Как создавать ОТТС?

Все элементы системы УТС должны работать в едином информационном пространстве на единых информационных моделях, что определяет единство разработки в рамках одной ОКР, включающей в себя примерно 40-50 составных частей ОКР при едином головном исполнителе.

ГОСТ РВ 15.203-2001 «ВОЕННАЯ ТЕХНИКА. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ ИЗДЕЛИЙ И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ» определяет: «Головной исполнитель ОКР на этапе ЭП не позднее чем через два месяца со дня поступления утвержденного TT3 на ОКР и заключения контракта с государственным заказчиком должен составить, согласовать, утвердить и выдать исполнителям СЧ ОКР ТЗ на СЧ ОКР и заключить с ними контракты на выполнение работ». Понятно, что в двухмесячный срок разработать, согласовать, утвердить и выдать 40-50 ТЗ на составные части ОКР не способна ни одна организация. Это можно было бы сделать путем выполнения НИР или аванпроекта в рамках ОКР.

При этом ГОСТ позволяет в НИР в составе ОКР только «…проводить научно-теоретические и экспериментальные исследования и работы по выбору и определению оптимальных характеристик, условий (режимов) функционирования, отработки (проверки) схемных и конструктивных решений отдельных составных частей и изделия ВТ в целом для использования их результатов при разработке ЭП, ТП и РКД».

В тоже время в соответствии с ГОСТ РВ 15.103-2004 «Система разработки и постановки продукции на производство. ВОЕННАЯ ТЕХНИКА. ПОРЯДОК ВЫП0ЛНЕЕНИЯ АВАНПРОЕКТА И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ. Основные положения» гласит: «Аванпроект (СЧ аванпроекта) выполняют при исследовании и обосновании необходимости разработки сложных изделий ВТ, а также изделий ВТ массового производства, требующих для их создания решения крупных научно-технических проблем, материальных и финансовых затрат… Целью выполнения аванпроекта является тактико-техническое и технико-экономическое обоснование возможности и целесообразности создания изделия ВТ, обеспечение его высокого технического уровня, исключение неоправданной увеличения номенклатуры однотипных изделий ВТ, сокращение сроков и затрат на разработку изделия ВТ, a также разработка проекта ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР».

Этот же стандарт позволяет выполнять аванпроект в рамках ОКР. Однако нельзя в ТТЗ на ОКР определить цену изделия не зная цены его составных частей, которая должна быть определена в ТЗ на составные части ОКР. Следовательно, опытно-конструкторской работе по созданию системы УТС ВУНЦ ВМФ должен предшествовать аванпроект, где необходимо определить облик системы и лимитную стоимость ее составных частей и всей системы УТС в целом, разработать ТТЗ на ОКР и ТЗ на составные части ОКР.

Кроме того, ГОСТ РВ 15.203-2001 определяет: «На этапе эскизного проектирования при наличии в составе разрабатываемого изделия ВТ строительных объектов и сооружений в сроки, предусмотренные планом совместных работ на проведение ОКР, головной исполнитель ОКР должен выдать проектной организации согласованное с заказчиком техническое задание (исходные данные) на их проектирование и строительство». То есть, проектирование зданий учебно-тренировочного центра для размещения тренажерной системы возможно после выполнения эскизного проекта ОКР.

Сегодня же делается все наоборот - нет не только эскизного проекта, но и утвержденного ТТЗ на ОКР. Аванпроект никто не делал, ТТЗ на него не утверждено, но проектирование зданий для ЦОТП ВУНЦ уже начато.

По нашему мнению работу целесообразно организовать следующим образом:

- в настоящее время разработать ТТЗ на аванпроект «Обоснование системы учебно-тренировочных средств ВУНЦ ВМФ»

- в течение года выполнить аванпроект, в котором разработать облик тренажной системы и ТТЗ на ОКР и ее составные части;

- затем выполнять ОКР «Создание учебно-тренировочного центра и системы УТС ВУНЦ ВМФ».

Такая логическая последовательность обеспечит наиболее полное соответствие формы и содержания перспективной системы.

Рисунок 1. Траектории службы офицеров ВМФ.

Рисунок 2. Взаимосвязи направлений, иерархии службы и системы образования.

Рисунок 3. Функциональная модель оперативной подготовки.

Рисунок 4. Функциональная модель тактической подготовки.

Рисунок5. Функциональная схема оперативно-тактической компоненты ОТТС.

Рисунок 6. Функциональная схема тактической компоненты ОТТС.

 
Разработка сайтов