Главная Система компьютерного тестирования уровня знаний слушателей (курсантов)
 

Авторизация



Система компьютерного тестирования уровня знаний слушателей (курсантов) Печать

Старший научный сотрудник ВМА им. Н.Г. Кузнецова Руссу А. Б.

Из анализа существующих систем компьютерного тестирования [1,2] видно, что в большинстве случаев они выступают в качестве самостоятельных программных продуктов, решающих одну из частных задач процесса обучения - проверку уровня знаний обучаемых.

В то же время всегда следует помнить, что, несмотря на свою относительную самостоятельность, блок контроля уровня знаний является, одним из компонентов автоматизированной обучающей системы. Именно поэтому программный комплекс автоматизированного контроля знаний, реализующий методику компьютерного тестирования, обязательно должен не только проверять, но и работать в режиме обучения. Кроме этого, среда компьютерного тестирования могла бы реализовать и целый ряд дополнительных функций, облегчающих работу преподавателей, связанную как с подготовкой тестовых заданий, так и с рутинными операциями по оформлению результатов проверки обучаемых.

Следовательно, с учетом требований к методике компьютерного тестирования, с одной стороны, и возможностей современных компьютерных технологий - с другой, программное обеспечение такой системы должно осуществлять выполнение следующих двух групп функций.

1) Сервис в интересах слушателей (курсантов):

-      регистрация в определенной учебной группе;

-      выбор дисциплины (при итоговом) или темы (при текущем) режиме тестирования;

-      получение различных тестовых заданий (вопросов) с возможностью ответа либо пропуска;

-      доступ к учебному материалу в режиме обучения.

-      выдачу индивидуальных результатов (оценки);

-      просмотр протокола собственного тестирования;

-      предоставление инструкции для пользования;

2) Сервис в интересах преподавателя:

-     формирование тестовых материалов (заданий);

-     установка режимов тестирования;

-      хранение результатов тестирования в базе данных и их обработка;

-      настройка конфигурации (подключение различных баз технических заданий);

-      распечатка технических заданий;

-      предоставление инструкции для пользования.

Анализ содержания предметной области - технологии компьютерного контроля уровня знаний показывает [3], что база данных, обеспечивающая функционирование системы компьютерного тестирования, должна содержать, в общем случае, сведения следующего характера:

-      список учебных групп и их состав;

-      перечень учебных дисциплин и их структура;

-      режимы тестирования и их атрибуты;

-      содержание тестовых заданий (вопросов)

-      альтернативные варианты решений (ответы);

-      результаты тестирования.

Известная структура учебных дисциплин подразумевает, что по одной дисциплине имеется несколько тем, а в каждой теме - свой список вопросов. На каждый вопрос существует несколько вариантов ответов. Заполнение и корректировка базы данных должна осуществляется преподавателями соответствующих дисциплин под руководством администратора системы тестирования.

Программная реализация системы компьютерного тестирования, отвечающей рассмотренным выше требованиям, была создана в среде Delphi 7 [4] на языке Object Pascal с использованием ADO[5] и OLE-технологий [6]. База данных построена в среде Access 2003 [7]. Она может находиться либо локально на компьютере клиента (по умолчанию), либо удаленно - на сервере. Система состоит из двух программ: «Тест - экзаменатор» и «Тест - задание».

Интерфейс программы «Тест - экзаменатор» содержит одну главную форму, на которой находится панель с функциональными кнопками, и ряда «рабочих» форм, открывающихся при соответствующем выборе. Данная программа предполагает только последовательное выполнение слушателем (курсантом) следующих операций: сначала регистрация, затем выбор задания (рисунок 1), после тестирование, по завершению просмотр результатов (рисунок 2).

Рисунок 1. Внешний вид формы для выбора задания

Рисунок 2. Внешний вид результатов тестирования

Формирование самих тестов должно производиться программой автоматически из набранной заранее базы тестовых заданий по заданному их числу и признаку включения задания в тестовый набор. Формирование производится по принципу равномерного распределения вопросов из всех тем дисциплины (актуально для итогового тестирования). Задания при тестировании выдаются случайным образом. Если студент пропустил вопрос по незнанию, то есть вероятность опять получить этот вопрос на экране.

В данном приложении используются такие компоненты, как таймер и индикатор процесса, что позволяет слушателю (курсанту): наглядно определять степень выполнения теста и использования отведенного времени. Во время теста тестируемый имеет возможность просматривать учебный материал, представленный в виде HTML файлов [8]. Но тогда результирующая оценка будет снижена.

Целесообразно тестирование проводить в различных сессиях, чтобы иметь возможность отделять сеансы контроля, проводимые в рамках одной дисциплины и одной группы тестируемых. Программа «Тест - экзаменатор» рассчитана на многопользовательский интерфейс, примерно на 10-15 человек.

Программа «Тест - задание» создана для удобства заполнения преподавателем состава групп, формирования тестовых заданий и установки атрибутов режимов тестирования, а также составления отчетов по результатам.

Под атрибутами режима тестирования (рисунок 3) подразумеваются: виды контроля, виды сессии, количество вопросов, время теста, процент выполнения задания на оценки «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».

Рисунок 3. Внешний вид формы для занесения атрибутов режима тестирования

Под переменными атрибутами режима тестирования можно принимать параметры, которые нужны при формировании задания: сложность и тип задания, допустимое количество ошибок, объем тестовых заданий и время тестирования (рис. 4).

Рисунок 4. Внешний вид формы для формирования задания

По форме представления и механизму определения альтернативного варианта ответа тестовые задания представлены в данной системе следующими типами.

Тип 1 - содержание задания определяется текстом и (или) изображением, а его выполнение предполагает выбор только одного из альтернативных вариантов, представленных в виде текста.

Тип 2 - содержание задания определяется текстом и (или) изображением, правильное же его выполнение предполагает выбор из текстовых альтернативных вариантов нескольких его признаков при допустимом числе ошибок.

Тип 3 - содержание задания определяется текстом и (или) изображением, а правильность его выполнения определяется сравнением введенного текста с одним или несколькими (при многозначности отображения) эталонными вариантами.

Тип 4 - содержание задания определяется текстом и (или) изображением, а его выполнение предполагает выбор одного из альтернативных вариантов, представленных в виде рисунков.

Тип 5 - содержание задания связано с определенным изображением, ответ же на него предполагает выбор одного из альтернативных вариантов, представленных в виде текста.

Тип 6 - содержание задания определяется текстом и (или) изображением, а правильность его выполнения определяется сравнением введенного текста с диапазоном возможных значений эталонного варианта.

Тип 7 - содержание задания определяется текстом и (или) изображением, а правильность его выполнения предполагает установление соответствующего порядка текстовых альтернативных вариантов.

Тип 8 - содержание задания определяется набором понятий в виде текста (или) изображения, правильное же его выполнение предполагает установление соответствия этому набору текстовых альтернативных вариантов.

По завершении тестирования преподаватель может просмотреть и распечатать (в среде Excel) ведомость проведенного тестирования. Для этого на специальной форме нужно предварительно указать группу, в которой проводилось тестирование, дисциплину, вид контроля, к тому же можно отсортировать результаты по дате проведения теста.

Предлагаемый вариант системы компьютерного тестирования относится к классу универсальных тестирующих программ. Однако следует его рассматривать как вспомогательное средство в традиционном учебном процессе, позволяющее сократить объем времени на проведение учебных занятий, а также повышающее уровень знаний и квалификацию слушателей (курсантов): в высших военных заведениях нашей страны.

Список использованных источников

  1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы СПб. 2004.
  2. Гофман В.Э., Хоменко А.Д. Работа с базами данных СПб. БХВ. 2000.
  3. Пуха Г.П., Татарчук К.С. Вариант программного обеспечения методики компьютерного тестирования СПб. СПбГАСЭ. 2003.
  4. Галисеев Г. В. Компоненты в Delphi 7. Профессиональная работа. М. Вильямс. 2004.
  5. Федоров А., Елманова Н. ADO в Delphi СПб. БХВ. 2002.
  6. Корняков В. Программирование документов и приложений MS Office в Delphi СПб. БХВ. 2006.
  7. Бекаревич Ю., Пушкина Н. Access 2003 СПб. БХВ. 2004.
Матросов А., Сергеев А. HTML 4.0 СПб. БХВ. 2001.
 
Разработка сайтов